Дружба
Вы — друзья мои. А почему нет?
Дружить в принципе лучше, чем не дружить. Посмотрите сколько замечательных слов
в Библии сказано о дружбе. Вот, например, слова премудрого Соломона:
«Двоим лучше, нежели одному; потому что у
них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой
поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который
поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И
если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка,
втрое скрученная, нескоро порвется»(Еккл.4:9-12).
Да, и Сам Господь называет своих
учеников именно этим словом: «Вы — друзья
Мои»(Ин.15:14). И
Его слова, которые так актуальны именно в эти дни праздника Троицы, — «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я
посреди них»(Мф.18:20),
разве они не про друзей, или эти двое могут быть недругами или врагами?
Заметьте, Господь посылает на проповедь своих учеников по двое(Мк.6:7), и я думаю
это делается совсем не из-за утилитарных соображений. Все мы знаем, какое
важное место в нашей жизни занимает любовь — это наибольшая заповедь по слову
Спасителя(См. Мф.22:37-40).
В греческом языке для слова «любовь»
существует несколько глаголов: то, что мы могли бы перевести как «дружеская
привязанность», по-гречески звучит как «филия». «Филия» (дружба, чувственная привязанность), как и «агапе» (любовь, которая покоится на решении воли,
именно этот глагол стоит в заповеди Христа о любви к врагам(Мф.5:44)) встречается в Евангельских текстах. И,
скорее всего, как утверждают специалисты, Сам Господь не делал разницы между
этими словами, хотя бы потому что Он говорил по-арамейски, а в этом языке, как
и в еврейском и русском одно слово для любви. Но мне кажется важным, что в
Евангелиях, которые записывали на греческом, появилось не только «агапе», но и
«филия».
И в этом смысле, совершенно по
особому мы воспринимаем беседу Воскресшего Христа с апостолом Петром(Ин.21:15-24).
Ведь на вопрос Спасителя: «Любишь (агапе)
ли Меня?» Петр отвечает: «Люблю
(филия)», для него крайне важно засвидетельствовать именно личную,
дружескую любовь. Об этом замечательно написано отцом Павлом Флоренским в главе
«Дружба» его «Столпа и утверждении Истины».
Отец и сын, учитель и ученик
Итак, вряд ли
кто-то сомневается, что дружить — это хорошо. Может быть, дружить — это трудно?
Да, конечно: все прекрасное в нашей жизни не просто. Но в чем именно эта
трудность? Трудно дружить иудею и самарянину, рабу и господину, генералу и
солдату. Это понятно. А в чем трудность дружбы священника и прихожанина? Есть
ли в этих отношениях своя специфика? Конечно, есть. И все же это общение вполне
вписывается в отношения, которые мы встречаем в нашей обыденной жизни. На что
они могут быть похожи?
Ну, например, на отношения отца и
сына. Может ли быть между ними дружба? Да, но при условии, что сын повзрослел,
так как если он еще не повзрослел, то он по-прежнему нуждается исключительно в
заботе, опеке со стороны отца, и с его стороны отец ждет послушания и
благодарности.
Или отношения учитель и ученик. Эти
отношения тоже ведь могут строиться, исходя из разных парадигм. Например,
парадигма дрессуры, которая предполагает, что мир — четко отлаженный механизм,
все в нем подчиняется совершенно «железным» законам, как материальным, так и не
материальным, надо просто хорошо их знать, и все будет прекрасно. Учитель — это
тот, кто знает как надо, а ученику стоит только довериться и строго выполнять
его предписания. Понятно, что дружба в такой парадигме не только
затруднительна, но и просто не нужна.
Другая парадигма отношений учитель и
ученик — репетиторство. Она существенно отличается от парадигмы дрессуры. В
основе лежит представление о том, что мир — это система, к которой отдельные
элементы соединены прямыми и обратными связями. Научение происходит не только
путем «проб и ошибок», но и в результате формирования более адекватной
реальности представлений о мире. Главная задача учителя — дать человеку
необходимую информацию и объяснить, как ею пользоваться.
Может ли быть дружба в таких
отношениях? Она уже более вероятна, чем в случае с дрессировкой, но, опять же —
а зачем она нужна? Нужно, чтобы репетитор хорошо владел предметом, а ученик был
замотивирован на обучение и имел к этому способности, а какие при этом будут у
них взаимоотношения — не важно.
Еще одна парадигма — наставничество.
В основе этой парадигмы лежит представление о том, что одностороннее
воздействие в этом мире фактически отсутствует, всегда есть взаимодействие. В
рамках этого учитель уходит от позиции школьного или вузовского преподавателя,
который сеет в массы разумное, доброе, вечное. Наставник просто обладает
большим опытом в той или иной сфере, чем его ученик.
Он носитель не столько
«правильного», сколько «проверенного» опыта. Наставник отчетливо осознает
вариативность путей достижения цели и поэтому не пытается навязать один на всех
способ, а предлагает спектр возможных. Свою задачу такой человек видит в том,
чтобы создать условия для самостоятельного «набивания шишек» под его
руководством. Его девизом вполне могла стать фраза: «Истину нельзя вызубрить, истину нужно выстрадать».
Возможна ли дружба здесь? Да, в
таких отношениях она не только возможна, но и желательна, ибо эти отношения
принципиально личностны, субъектны. Правда, существует одна опасность для
дружбы в таких отношениях. Вольно или невольно ученики «навешивают» на
наставника свои ожидания, что он будет всеведущим гуру, который решит все их
проблемы, может возникнуть что-то вроде «культа личности». И наставники, часто
не справляются с этим искушением.
… У меня среди прихожан много
друзей. Кто-то сначала был мои другом, а потом стал прихожанином, но больше
тех, кто пришел в Храм, а затем мы подружились. Во многом это связано еще и с
тем, что живем мы все рядом, в соседних домах, вместе воспитываем детей, вместе
отдыхаем, много лет подряд ходим в походы, устраиваем совместный праздники,
помогаем друг другу в сложных ситуациях.
И то, что я священник, вносит в эти
отношения свои особенности, но это не играет существенной роли. Конечно, такого
рода отношения невозможны со всеми прихожанами, и, наверное, это вызывает у
кого-то чувство ревности, — были, как мне кажется, и у нас такие случаи, но я
стараюсь предельно бережно относится к каждому человеку, которого Господь
приводит в наш храм. Насколько хорошо у меня это получается, судить не мне.
В молитве Антуана де Сент-Экзюпери,
которую я очень люблю, есть такие слова:
«Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в
Дружбе.
Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы».
Я не знаю, достоин ли я этого Дара,
но я точно знаю его вкус. И за это я очень благодарен Господу и своим друзьям,
многие из которых являются прихожанами нашего храма.
Подготовила Оксана Головко