О жалости
Для меня никогда
не было вопроса, стоит ли праздновать 8 марта. Это День Рождения моей мамы.
Во многих странах есть замечательный
праздник — День Матери. Вот уже почти 20 лет есть он и у нас, последнее
воскресенье ноября, но как-то он не очень пока прижился. А вот 8 марта воистину
всенародный праздник, женский день, и я думаю очень уместно в этот день
вспомнить о наших мамах.
У о. Александра Шмемана есть
замечательные слова: «В материнстве исполняется женственность мира, любви, как
послушания и ответа. Отдавая себя, любовь дарует жизнь. И она не нуждается в
оправдании. Она не только потому благо, что дарует жизнь, а потому жизнь
дарует, что сама есть величайшее благо, данное человеку».
Конечно же, материнство не нуждается
в оправдании, но, мне кажется, оно стоит того, чтобы сказать о нем несколько
слов.
У каждого из нас несомненно может
быть свой опыт, своя память, и она может быть очень разная. И все же к чему
восходит этот так хорошо знакомы каждому из нас образ Матери? Вот, как об этом
пишет С. С. Аверинцев: «Мать, кормящая и, по чудному русскому народному
выражению, жалеющая свое дитя, есть недостойный, но подлинный образ — чего?
Конечно, пренепорочного Материнства Пресвятой Девы, но осмелимся и возьмем еще
выше. Слово, означающее в Ветхом Завете милостью Божью, образовано от корня,
означающего, собственно, материнскую утробу; память об этом сохранена в
диковинном славянском словообразовании «благоутробие». Пророк Исаия, между всех
пророков пророк милости, вновь и вновь прибегает для описания Божьей ласки к
метаморфозе материнства:
«На руках будут носить
вас
и на коленях ласкать;
как утешает кого матерь его,
так утешу Я вас,
и во Иерусалиме будете вы утешены»
(см. Ис 66:12–13)
Милость Божья, по Исаие,
— материнская, и даже более материнская, чем материнская:
«но если бы и она
забыла, то Я не забуду»(Ис.49:15)».
В каком-то смысле наш опыт
материнства, материнской любви это опыт Богообщения, даже если мы об этом и не
догадываемся. (Вот почему так страшно, когда этот опыт токсичен, увы, это
далеко не редкость в нашей жизни). В той же статье Сергей Сергеевич так об этом
пишет: «Спросите у настоящего инока о его
иночестве, у настоящего отшельника о его отшельничестве — и вы услышите самые
достоверные рассказы о Боге, какие вообще могут быть. Меня Бог не сподобил быть
ни иноком, ни отшельником. Но он сподобил меня быть сыном, мужем и отцом — и
отсюда я знаю то, что я знаю, чего я, раз узнав, уже не могу не знать».
Вот и для меня встреча с материнской
любовью была задолго до того, как я встретился с Богом. Но то, что эта встреча
произошла и то, что для меня стало самым важным в этом моем опыте Богопознания,
я думаю очень важная роль моей мамы. Формально в Церковь я пришел раньше мамы,
а она пришла уже за мной, но это как раз не важно. Важно то, чему она меня,
нет, не научила, а просто мне показала, потому что это всегда было частью ее
жизни. Я имею ввиду ее доброту, а точнее даже не просто доброту, а ее
способность и умение пожалеть.
Марина Цветаева как-то сказала: «Любовность и материнство почти исключают
друг друга. Настоящее материнство — мужественно». Я понимаю, о чем она. И
это правда, очень важное качество матери — быть сильной, решительной, твердой,
особенно если рядом нет отца. И все же я думаю, что именно женщина по своей
природе защитница, но не только защищать, но и жалеть, вот ее подлинное
призвание. И я благодарен своей маме, что она позволила мне прикоснуться к этой
такой важной стороне любви — жалости. Моя мама умела жалеть, умела прощать,
умела терпеть. Умела и умеет. И я благодарен ей за это. Это мой долг, который я
должен отдать другим, потому что «то, что человек должен матери, он никогда не
вернет» (баскская пословица).
Жалость, милость, прощение,
долготерпение стали для меня главными проявлениями Божьей любви. И слава Богу я
могу сказать, что знаю Бога с этой стороны. Но и в человеческой любви, не
только материнской, как мне кажется, жалость очень важна.
В своем замечательном очерке «Четыре
стороны любви» Михаил Эпштейн пишет о жалости: «Предмет жалости — это слабости
любимого, его нехватки, боли, страдания, незнания, неумения. Очень опасно
принимать жалость за любовь, но еще опаснее — исключать из любви чувство жалости.
Любовь без жалости может быть страстной, вдохновенной, нежной, романтичной,
очень сильной, но ей недостает той слабости любимого, в которую можно вложить
эту силу…
Жалость входит в самый состав любви.
Полюбив очень сильного, красивого, умного, удачливого человека, мы начинаем
чувствовать в нем те точки слабости, которые даже ему самому могут быть
неизвестны, или он скрывает их от себя. И самое горячее и любящее в нас
постепенно приливает именно к этим точкам слабости, которыми любимый к нам
прирастает. Его слабости обращены туда, откуда он не ждет подвоха и нападения,
т. е. к любящему. И тогда начинается трудная работа любовной жалости, которая не
отменяет ни желания, ни вдохновения, ни нежности, ничего из того, чем может
быть любовь, но по-особому сплетается с ними, добавляет чуточку слезной соли и
терпкости даже в сладость самого захватывающего слияния и поцелуя. Дело не в
том, что у красавца могут быть какие-то тайные недуги, умница боится выступать
перед большой аудиторией, а силача мучат детские страхи, то ли насекомых, то ли
темноты. Нет совершенных, нет вполне защищенных. Но суть в том, что любовь не
только находит готовыми эти слабости, она сама ищет их, нуждается в них, чтобы
быть вполне любовью, чтобы жалеть, чтобы преизбыточествовать».
Всех женщин, и дочек и матерей, и
сестер и жен, всех поздравляю с праздником! Храни вас Господь и пусть Он подаст
вам смелости и мудрости не бояться жалеть нас — таких красивых, сильных и
умных))
Запись протоиерея Вячеслава Перевезенцева
от 8 марта 2017 года